О сроках и местах регистрации на сдачу итогового сочинения (изложения). Особенности формулировок тем итогового сочинения в 2016/17 учебном году.
Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области извещает жителей района о сроках и местах регистрации на сдачу итогового сочинения (изложения) в 2016-2017 учебном году.
- В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» от 26 декабря 2013 г. №1400 для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Сроки подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)
Сроки подачи заявления |
Дата проведения сочинения (изложения) |
до 23.11.2016 |
07.12.2016 |
до 18.01.2017 |
01.02.2017 |
до 19.04.2017 |
03.05.2016 |
- Заявление на сдачу итогового сочинения (изложения) подается в двух экземплярах. Один экземпляр возвращается заявителю с отметкой о регистрации (на заявлении проставляется регистрационный номер и дата).
- При подаче заявления участники итогового сочинения (изложения) предоставляют документ, удостоверяющий личность, а также его ксерокопию. Выпускники прошлых лет (при наличии) предоставляют документ об образовании и ксерокопию.
Места регистрации на сдачу итогового сочинения (изложения) в Смоленской области в 2016-2017 учебном году
№ п/п |
Категории участников итогового сочинения (изложения) 7 декабря 2016 года |
Места регистрации на сдачу итогового сочинения (изложения) 7 декабря 2016 года |
|
Обучающиеся, освоившие общеобразовательные программы среднего общего образования и допущенные в установленном порядке к ГИА (далее – выпускники текущего года) |
Образовательная организация, в которой обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования (по месту обучения заявителя). |
|
Лица, допущенные к ГИА в предыдущие годы, но не прошедшие ГИА, либо получившие неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному предмету, либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (лица со справкой об обучении) |
Образовательная организация, в которой они осваивают образовательные программы среднего общего образования (по месту обучения заявителя). |
|
Выпускники прошлых лет, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (для лиц, получивших документ об образовании до 1 сентября 2013 года) |
1. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по месту проживания).
Проживающие в Смоленском районе подают заявление в комитет по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области по адресу: г. Смоленск, проезд Маршала Конева, дом 28 «Е», каб.303, 3 этаж, тел.55-63-94.
2. ОГАУ «Смоленский региональный центр оценки качества образования» (для лиц, проживающих в г.Смоленске) |
|
Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования (при наличии справки из образовательной организации, в которой они проходят обучение, подтверждающей освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году) |
1. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по месту проживания).
Проживающие в Смоленском районе подают заявление в комитет по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области по адресу: г. Смоленск, проезд Маршала Конева, дом 28 «Е», каб.303, 3 этаж, тел.: 55-63-94.
2. ОГАУ «Смоленский региональный центр оценки качества образования» (для лиц, проживающих в г. Смоленске). |
|
Обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в иностранных государствах |
ОГАУ «Смоленский региональный центр оценки качества образования». |
|
Граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях |
ОГАУ «Смоленский региональный центр оценки качества образования». |
Особенности формулировок тем итогового сочинения в 2016/17 учебном году
Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):
- «Разум и чувство»,
- «Честь и бесчестие»,
- «Победа и поражение»,
- «Опыт и ошибки»,
- «Дружба и вражда».
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
- соответствие открытым тематическим направлениям;
- обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
- обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
- нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
- соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
- ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.